Полезно о масле!
Как подготовить машину к лету? Смешной вопрос! Сел и поехал – какая там подготовка… Однако число летних автомифов практически не уступает зимним. Предлагаю небольшой цикл полезной информации.
Масло
Существует ли 100%-я синтетика?
На канистрах часто пишут “Full Syntetic Oil”. Но правда ли это? Очевидно, речь идет не о присадках (доля которых в масле не так велика), а об основе. С «минералкой» все понятно, ее делают из нефти. А само слово «синтетика» предполагает синтез, то есть создание нужных длинных молекул искусственным путем, чаще всего, из газа. Современные алхимики вполне способны взять нужное количество атомов водорода, углерода, кислорода, да и сшить из них нужную синтетическую цепочку, обладающую заданными свойствами. Так даже из органических отбросов можно получить масло, в котором совсем не будет вредной серы, фосфора, а лишь то, что нужно. Одно плохо: сегодня такое ПОЛНОСТЬЮ СИНТЕТИЧЕСКОЕ масло доступно разве что командам «Формулы-1» и никак не может оказаться на прилавках магазинов – цена просто не подъемная. Но все не так уж и плохо. Просто надо не упираться в слово «синтетика» (это всего лишь слово!), а посмотреть на класс качества масла по API или ACEA. Чем дальше от начала алфавита вторая буква (например – L, M) для API или цифра после А для АСЕА от единицы, тем выше качество масла, тем более изощренную технологию применяли при изготовлении его основы и подборе пакета присадок. Ну, а тот факт, что и Вашу «100-процентную синтетику» получили все равно из нефти и лишь добавили туда синтезированные молекулы – не должен огорчать. Лишь бы масло было хорошее!
Лучше ли синтетика минералки?
Лучше! «Синтетика» проигрывает в цене, а остальное – это преимущества…
Во-первых, нет «синтетики» класса ниже SL по API. А вот «минералки» выше SJ практически не поднимаются. Более высокий класс – уже гидрокрекинг. Со всеми вытекающими отсюда последствиями – энергосбережение, повышенные противоизносные и антизадирные функции, улучшенная моющая способность.
Во-вторых, это стабильность и предсказуемость поведения за длительный срок его использования в моторе. Все всесезонные «минералки» включают в свой состав большой процент загущающих присадок, формирующих их вязкостные свойства. А они сравнительно нестабильны, любят разлагаться, окисляться и, вообще – портиться. «Синтетики» в этом случае ведут себя значительно лучше. Их вязкость «собирается» уже на уровне базовой основы, а вязкостные присадки лишь слегка ее корректируют. Понятно, что их в составе «синтетики» значительно меньше, нежели в «минералке», отсюда и больший срок службы «синтетики». Также «синтетики» обладают большим индексом вязкости. Иными словами, разница между значением кинематической вязкости при высоких и низких температурах меньше. Это существенно облегчает условия пуска двигателя при низких температурах.
Надо ли в летние времена менять масло на более вязкое?
Нет! Производители двигателей в своих «буквариках» указывают рекомендуемое масло исходя из всех климатических условий эксплуатации двигателя. Поэтому вводить разного рода «сезонные послабления» имеет смысл разве что для предельно изношенных движков.
Известны многочисленные случаи внезапного превращения моторного масла в некий гудрон, который приводит к заклиниванию двигателя. Причина – резкое повышение вязкости происходит из-за объемного перегрева! Неслучайно некоторые производители масел дают четкую рекомендацию: если масло по каким-то причинам было перегрето – срочно меняйте! А перегреть масло летом куда проще, чем в мороз. Пробок больше, асфальт плавится… К тому же на просторе многим хочется притопить педальку.
Чтобы это не случилось, хотя бы раз в неделю надо проверять уровень и состояние моторного масла по щупу. Резкое увеличение его расхода, а также внезапное разжижение либо, наоборот, загустение – признак серьезной проблемы!
Главное – стараться не перегревать двигатель! Объемный перегрев масла наиболее вероятен летом, при долгих стояниях в пробках либо в дальних скоростных перегонах. В этих условиях проверять масло надо чаще.
Как часто надо менять масло?
Четкого ответа на вопрос, какого числа и какого месяца его нужно заменить, конечно же, нет. На новеньком авто поначалу следует придерживаться сроков замены, предписанных производителем автомобиля, – это необходимо для сохранения гарантийных обязательств. А дальше менять масло надо не по его сорту или цене, а по текущему состоянию. Основные критерии – существенное изменение вязкости и высокая степень загрязненности. Без приборов это установить непросто, но визуально различить сильно грязное масло на щупе вполне по силам. И еще один признак, по которому масло надо быстренько менять, – это когда оно начинает скатываться по щупу, как вода. Ездить на таком масле – значит, гарантированно угробить мотор.
Средние сроки замены масла – это через 5-7 тыс. км для «минералок» и 10-12 тыс. км – для «синтетик». Современные производители масел смело называют куда более солидные интервалы. Но самые дальновидные из них, учитывая пробки и длительную работу моторов на холостом ходу, все-таки намекают: мол, в тяжелых условиях эксплуатации меняйте почаще. А у нас как раз эти тяжелые условия.